сегодня
ЛУКОЙЛ - Прикамью
последний номер
№6 / 21 Марта
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», ООО «ПермТОТИнефть»

НАЙТИ И ДОКАЗАТЬ

Залог развития нефтедобывающей компании, прирост запасов, может обеспечить только активная геологоразведка.

НАЙТИ И ДОКАЗАТЬ

На острие прогресса

Театр начинается с вешалки, а практическая нефтегазовая геология – с сейсморазведки. Стремление заглянуть в недра Прикамской земли (а заодно – и в завтрашний и даже послезавтрашний день «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ») привели нас в полевой лагерь Чернушинской экспедиции «Пермнефтегеофизики», который расположился на большой поляне на окраине села Воскресенское Уинского района Пермского края.

Лагерь геофизиков, рассчитанный на одновременное пребывание около 200 человек, отлично оснащен и с технической, и с бытовой точек зрения: полсотни мобильных вагончиков, автостоянка для личного транспорта, постоянно работающая дизель-электростанция, мастерские, склады, антенны связи, просторная столовая, а также прекрасный вид на недавно восстановленный православный храм. Иными словами, здесь имеется все необходимое для круглосуточной сменной работы, а также для быстрой мобилизации – геофизики кочуют по бескрайним уральским просторам весьма активно, темпоритм их перемещений задают геологи «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» (заказчики) и «ПермНИПИнефть» (проектанты).

8_найти_3.jpg Жанна Хакимова

Пермский край неплохо изучен в геологическом плане, но при этом сегодня большое количество данных, еще вчера казавшихся бесспорными, подвергаются глубокой ревизии. И. о. начальника отдела геолого-разведочных работ «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Жанна Хакимова отмечает:

– За последние годы техника и технология сейсморазведки шагнули далеко вперед – точность и достоверность получаемых материалов существенно выросли. Как следствие, на данные сейсмики более чем 10-летней давности сегодня мы смотрим критически и, в частности, пересматриваем прогнозы нефтегазоносности как отдельных участков, так и укрупненных территорий. Это дает дополнительный импульс для нашей активности в этом базовом сегменте геологоразведки: ежегодно мы определяем не менее пяти перспективных участков (площадь, границы, особые условия), на которые готовим обоснование и подаем в госструктуры заявку на получение поисковых лицензий. Следующие этапы: разработка проекта и технического задания, затем проведение тендера, и, наконец, собственно сейсморазведка – полевые работы (получение первичной информации), обработка и интерпретация.

Юрий Захаров, ведущий геофизик отдела проектирования и контроля сейсмических данных «ПермНИПИнефть», выполняющий функции супервайзера сейсморазведочных работ, проводимых по заказу «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», продолжает тему технологического развития:

– В отличие от сейсмики 2D, зародившейся еще в далекие 30-е годы, сегодняшняя сейсмика 3D существенно более плотная и детальная: мы получаем объемный куб данных, который имеет площадь и глубину. Качественная цифровая 3D-сейсмика дает перспективу открытия новых запасов не только на ранее неразведанных территориях, но и на месторождениях-«ветеранах». Яркие примеры – такие крупные месторождения, как Павловское и Красноярско-Куединское, где после проведения современной сейсмики 3D найдены и подготовлены для эксплуатационного бурения новые перспективные залежи для последующей разработки.

8_найти_4.jpgЮрий Захаров

Знания и опыт

Проведенный в конце прошлого года тендер «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по полевой сейсморазведке Бикбайской площади, расположенной на стыке Уинского и Октябрьского районов, выиграла «Пермнефтегеофизика» (ПАО «ПНГ», входит в многопрофильный холдинг «Росгеология»). Конкуренция была острой – на тендеры «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» традиционно заявляются ведущие геофизические и нефтесервисные предприятия страны.

Никакой поблажки землякам геологи Общества не делали – ПНГ, оснащенная современной техникой и имеющая высокопрофессиональные кадры, предложила заказчику наиболее выгодные условия и заслуженно победила. Отметим, что в активе ПНГ есть уникальный опыт работы в Прикамье и других регионах страны.

Кстати, в нынешнем году предприятию исполнилось 70 лет. За эти годы пермские геофизики подготовили на территории Пермского края, Республики Коми, Удмуртии, Свердловской и Самарской областей более 780 перспективных структур с объемом извлекаемых ресурсов около 1,2 млрд тонн условного топлива.

Трудный участок

Выполнение работ на Бикбайской площади, названной «в честь» близлежащей деревни Бикбай, ПНГ поручила Чернушинской сейсмопартии, традиционно работающей на юге Пермского края (Кишертская партия обслуживает центр региона, Березниковская – север). Весной была проведена мобилизация людей и техники, и в конце марта геофизики прибыли на участок. Введенные к тому времени жесткие пандемические ограничения, существенно осложнив подготовительную работу, тем не менее отсрочили выход геофизиков в поле всего на неделю. Отставание от графика сейсморазведчики быстро ликвидировали, и сегодня все идет по плану, предполагающему отработку около 12,7 тыс. физических наблюдений.

Полевой участок площадью 156 км2, северо-западный угол которого упирается в окрестности райцентра Уинское, на физической карте выглядит вполне «спокойно». Но, как и всегда, «гладко было на бумаге». Условия работы здесь трудные: участок лесистый, пересеченный, с существенным перепадом высот (более 100 метров), обремененный усложняющими факторами: наличием природных заказников и резерватов, водных преград, водозаборов и инженерных коммуникаций – дорог, ЛЭП, кабелей связи и промысловых нефтепроводов (вокруг расположены аж десять месторождений «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»). Почвы здесь тоже коварные – повсеместно встречаются выходы на поверхность камня-плитняка, соперничающего по прочности с железобетоном. Серьезной проблемой являются и карстовые проявления – зоны карстовых воронок равномерно рассыпаны по всей территории участка.

Успешность сейсморазведки и разведочного бурения в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» составляет 100 %

– Для определения сложности сейсморазведочных работ существует шкала из пяти категорий, – говорит главный инженер Чернушинской сейсмопартии Глеб Паршаков. – Бикбайская площадь проходит по 4-й категории. Помимо стандартных для Прикамья трудностей вроде гористо-лесного ландшафта и обилия ручьев и оврагов, есть здесь и особо сложные участки, например отвесные скалы высотой до 30 метров. Или, скажем, сибиреязвенный скотомогильник, отработка которого выполнялась по снежному покрову с соблюдением всех строгих требований, установленных для этой санитарно-защитной зоны. Там нельзя применять взрывную методику, поэтому мы пригнали из Перми мощные «Уралы» с вибрационными источниками низкочастотных сейсмических колебаний.   

Весь этот нелегкий труд, конечно же, не будет напрасным – на Бикбайской площади точно есть нефть. Ранее, начиная еще с 70-х годов, здесь выявлены сразу четыре перспективные структуры. Данные нынешней сейсморазведки позволят точно оконтурить эти поднятия и определить оптимальные точки заложения будущих поисково-разведочных скважин, что резко повысит эффективность следующих этапов геологоразведки.

Ночные взрывы

Короткий марш-бросок на вездеходной вахтовке по лесной просеке – и мы прибыли на рабочий участок, расположенный в густом смешанном лесу недалеко от деревни Бикбай.

Технологическая схема работы такова: после инженерной и топографической подготовки местности мобильная группа с интервалом 50 метров бурит скважины глубиной 8 метров, куда закладывается заряд взрывчатки небольшой мощности. Для бурения используются легкие и компактные буровые установки, смонтированные на вездеходных шасси. Ширина юркой машинки курганского производства – до полутора метров, проходимость – максимальная, поэтому никаких просек рубить не надо (и, стало быть, нет необходимости в сложной процедуре оформления соответствующих документов).

8_найти_2.jpg

Крест-накрест линии заряженных скважин прокладывается поверхностная кабельная трасса с датчиками-сейсмоприемниками. По команде с сейсмостанции – «сердца и мозга» всей этой системы – осуществляется синхронный подрыв зарядов. Взрывная «атака» происходит ночью, когда уровень техногенных шумов и помех минимален. Кроме того, геофизики предпочитают сухую и тихую погоду – и дождь, и ветер существенно влияют на звуковую «партитуру», улавливаемую сверхчувствительными датчиками.

Сейсмоволна, проходя через геологические пласты различной плотности с высокой, доходящей до сверхзвуковой, скоростью звука, рисует сейсмический разрез недр, выявляя аномалии и структурные характеристики (купола-поднятия), которые, возможно, являются ловушками углеводородов.

Но, впрочем, выявление потенциальных залежей – задача следующих этапов камеральной сейсморазведки, которые в данном проекте будут выполнять геологические службы ПНГ (обработка) и «ПермНИПИнефть» (интерпретация). Цель «полевиков» – выдать для обработки и интерпретации качественные исходные сейсмограммы, пригодные для решения сложных геологических задач. А задачи эти в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» решать умеют: в течение последних 15 лет успешность геолого-разведочных работ составляет 100 %.

Григорий ВОЛЧЕК

Вернуться